Теоретические подходы к формированию правовых ценностей в современной системе образования
https://doi.org/10.18384/2949-513X-2023-4-45-54
Аннотация
Цель. Выявить основные подходы к формированию правовых ценностей в современной системе образования с учётом современных тенденций развития государства и общества.
Процедура и методы. В проведённом исследовании особое внимание уделяется всестороннему изучению правового просвещения, которое рассматривается как юридическая категория. Для этой цели применялись системный, методологический, аксиологический и ценностный подходы в контексте образовательной системы.
Результаты. Представлены доктринальные предложения о закреплении таких понятий, как «правовое просвещение», «просветительская деятельность», «правовое образование», «правовое обучение», «правовое воспитание».
Теоретическая и/или практическая значимость. Выводы, сделанные в представленном исследовании, направлены на закрепление норм-дефиниций для единообразного правоприменения понятий и создание документа стратегического планирования по реализации правового просвещения в Российской Федерации.
Об авторе
Т. В. ПетроваРоссия
Петрова Татьяна Вячеславовна – кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и права Московского государственного юридического университета имени О . Е . Кутафина
125993, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
Список литературы
1. Бабенко А. Н. Государство и правовые ценности // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2007. № 9. С. 3–7.
2. Джантуханов В. З. Равенство и справедливость как конституционные ценности гражданского общества: дис.... канд. юрид. наук. Махачкала, 2006. 153 с.
3. Истомин М. А., Нечкин А. В. Правовое просвещение в России: современные проблемы теории и практики // Юридический вестник Самарского университета. 2021. № 2. С. 26–33.
4. Зубова Я. В. Правовое образование как фактор становления новой правовой культуры России // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2009. № 2. С. 1–4.
5. Михайлов С. В. Правовые ценности: теоретико-правовой аспект: автореф. дис.... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2011. 28 с.
6. Певцова Е. А., Соколов Н. Я. Правовое просвещение в России: состоние, проблемы и перспективы развития. М.: Проспект, 2019. 272 с.
7. Певцова Е. А. О некоторых особенностях юридической техники в процессе правотворчества в сфере образования // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2013. № 4. С. 113–121.
8. Певцова Е. А. Юридические коллизии и пробелы законодательного регулирования в сфере образования // Народное образование. 2009. № 1. С. 171–180.
9. Певцова Е. А. Роль молодежи в правовой системе общества: актуальные проблемы. Ч. 1 // Представительная власть – XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2009. № 7. С. 7–11.
10. Певцова Е. А. Образовательный и профессиональный статус современной молодежи: социолого-правовой анализ // Вестник Российской правовой академии. 2009. № 2. С. 12–16.
11. Петрова Т. В. Правовые ценности как ориентиры формирования правовой грамотности молодежи // Государство и право России в современном мире: сборник докладов. Ч. 1. М.: Издательский центр Университета имени О. Е. Кутафина, 2023. 299 с.