ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА МЕР УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО И ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Список литературы
1. Миньковский Г.М. Личность несовершеннолетнего преступника и современные проблемы борьбы с преступностью несовершеннолетних в СССР. Дисс. …докт. юрид. наук. М., 1972. Т.2. С. 1.
2. Термин «патронат» (или «патронаж») активно использовался в отечественном уголовном праве дореволюционного периода и более поздних криминологических исследованиях. Нам пред- ставляется вполне уместным его использование, поскольку он охватывает всю совокупность профи- лактических мер и мероприятий, применяемых к несовершеннолетнему всеми субъектами профи- лактической деятельности. См., например: Люблинский П.И. Борьба с преступностью в детском и юношеском возрасте. М., 1917 С. 299, а также труды М.Н. Гернета., Д.А.Дриля, Н.С. Таганцева и Г.М.
3. Миньковского
4. Статья 4 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несо- вершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ определяет, что в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.
5. Современная западноевропейская криминология подразделяет специально-предупреди- тельные меры на наказание, меры приспособления (ресоциализации, социальной профилактики) и меры безопасности. Однако между мерами безопасности и мерами приспособления можно поста- вить знак равенства, поскольку «по своему содержанию указанные меры являются ограничениями социальных возможностей поведения преступников в той мере, в какой они могут быть использо- ваны для совершения новых преступлений; их непосредственная цель - ограничение или лишение преступника возможности совершить новое преступление». См., например, Червоткин А.С., Уткин В.А. Развитие специально-предупредительных мер некарательного характера в уголовно-правовых институтах, не связанных с лишением свободы. Правовые вопросы борьбы с преступностью. Томск. Изд-во Томского ун-та, 1985. С.87-103.
6. В частности, Ю.Е. Пудовочкин, исследуя вопросы правовой ответственности, предложил понятие ювенальной ответственности в качестве разновидности негативной правовой ответствен- ности девиантов, не достигших возраста уголовной ответственности, лиц, имеющих отставание в психическом развитии не связанном с психическим расстройством (ч.3 ст.20 УК РФ). Им же предло- жено понятие самостоятельной отрасли права - ювенального права. См.: Пудовочкин Ю.Е. Ответс- твенность в уголовном праве: история и современность. Ставрополь, 2002., С. 146-147.
7. А.Л. Ременсон объединил меры наказания, специального предупреждения и исправитель- но-трудового воздействия в специально-предупредительные меры. См.: Ременсон А.Л. Теоретичес- кие вопросы исполнения лишения свободы и перевоспитания заключенных. Дисс. … докт. юрид. наук. Томск, 1964. С. 413
8. Следует отметить, что имеющиеся исследования посвящены проблемам целей уголовного наказания, мер уголовно-правового воздействия, либо, наоборот, более узким вопросам целей при- нудительных мер воспитательного воздействия, назначаемых несовершеннолетним.
9. Алексеев С.С. Структура советского права. М., 1975. С.143.
10. См. Дуюнов В.К. Механизм уголовно-правового воздействия: теоретические основы и прак- тика реализации. Дисс. … докт. юрид. наук. Тольятти, 2001. С.35; Иванов П.В. Принудительные меры воспитательного воздействия в уголовном праве. Дисс. канд. юр. наук. Ростов- на- Дону. 2003. С. 47.
11. См.: Пудовочкин Е.Ю. Указ. соч. С. 146-147.
12. См., например, Дуюнов В.К. Указ. соч. С. 105-111.
13. См. Карелин Д.В. Принудительные меры воспитательного воздействия, применяемые в от- ношении несовершеннолетних. Дисс. … канд. Юрид. Наук. 2001. С.116-126.
14. См. ст. 2 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
15. См. ст.17.1. Пекинских правил «Руководящие принципы вынесения судебного решения и выбор мер воздействия».
16. Так в отечественном праве к числу уголовно-правовых принципов УК РФ относит при- нципы: законности (ст.3 УК), равенства граждан перед законом (ст.4 УК); личной ответственности (вины) (ст.5 УК), гуманизма (ст.7 УК), неотвратимости ответственности за совершенное преступ- ление и справедливости (ст. 6). К принципам индивидуального профилактического воздействия Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности…..» отнесены принци- пы: законности, демократизма, гуманного отношения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней; индивидуального подхода с соблюдением конфиденциальности полученной информации; государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и обще- ственных объединений; обеспечения ответственности должностных лиц за нарушения прав и закон- ных интересов несовершеннолетних. Международно-правовые принципы сформулированы в виде следующих правил:1)меры воздействия должны быть соразмеримы не только с обстоятельствами и тяжестью правонарушения, но и с положением и потребностями несовершеннолетнего, а также с потребностями общества; 2) решение об ограничении личной свободы несовершеннолетнего долж- ны приниматься только после тщательного рассмотрения вопроса и ограничение должно быть по возможности сведено к минимуму; 3) несовершеннолетнего правонарушителя не следует лишать личной свободы, если только он не признан виновным в совершении серьезного деяния, а также в отсутствие другой соответствующей меры воздействия; 4) при рассмотрении дела несовершеннолет- него вопрос о его благополучии должен служить определяющим фактором.
17. Алексеев С.С. Общая теория права. М., 1981. т.1. С. 261.
18. См.: Ковалев М.И. Понятие и признаки преступления и их значение для квалификации. Свердловск. 1977. С. 71; Осипов П.П. Теоретические вопросы построения и применения уголовно- правовых санкций. Л. 1976. С.98.
19. См. Карелин Д.В. Указ. соч. С. 122.
20. Согласно ст.421 УПК РФ подлежат установлению следующие обстоятельства: 1) возраст не- совершеннолетнего, число, месяц и год рождения;2) условия жизни и воспитания несовершенно- летнего, уровень психического развития и иные особенности его личности; При наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройс- твом, устанавливается также, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.