МАРГИНАЛЬНОСТЬ И ИЗГОЙСТВО КАК СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС И ОБРАЗ ПРАВОСОЗНАНИЯ В ДРЕВНЕЙ РУСИ И СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИСПАНИИ XI–XIII ВВ. ОПЫТ СРАВНИТЕЛЬНОГО ИСТОРИКО-ПРАВОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
https://doi.org/10.18384/2310-6794-2022-3-24-37
Аннотация
Цель. Раскрыть особенности социально-правового статуса изгоя (маргинала) на историко-правовом материале Средневековой Руси и Испании в период с XI по XIII вв. и выявить концептуально-методологическую основу и перспективы такого исследования.
Процедура и методы. Исследование проводилось в рамках культурно-антропологической парадигмы, что позволило наметить новые пути для изучения вопроса, который в современной историко-правовой науке, как в России, так и за рубежом, остаётся малоисследованным. Намечены пути для сравнительно-правового исследования данного вопроса, что позволит, используя метод аналогии, сделать обоснованное предположение об особенностях социального и правового статуса изгоев (маргиналов) в Средневековой Руси и Испании в период с XI по XIII вв.
Результаты. Выявлены островные трудности изучения изгоев (маргиналов) и их причины с использованием классической методологии, показана необходимость применения постклассической методологии в историко-правовой науке и выявлены перспективы дальнейшего исследования вопроса. Показаны особенности социального и правового статуса такой социальной группы, как изгои (маргиналы), на историко-правовом материале Средневековой Руси и Испании в период с XI по XIII вв. Выделены критерии разделения на подгруппы. Показано, что дальнейшее изучение должно базироваться на анализе источников по этим подгруппам, поскольку изгои (маргиналы) – это не компактная группа, а реконструкция совокупности лиц по одному признаку – «выпадению» из социальной структуры, вне зависимости от причин такого «выпадения».
Теоретическая и/или практическая значимость. Разработан анализ социального и правового статуса изгоев (маргиналов) и его перспектив на историко-правовом материале Средневековой Руси и Испании в период с XI по XIII вв., что определяет перспективы дальнейшего изучения вопроса в рамках постклассической историко-правовой методологии при проведении междисциплинарных сравнительно-правовых исследований.
Ключевые слова
Об авторе
Е. Ю. КалининаРоссия
Калинина Елена Юрьевна – доктор юридических наук, доцент, доцент кафедры теории права и гражданско-правового образования
191186, г. Санкт-Петербург, Набережная р. Мойки, д. 48
Список литературы
1. Арнаутова Ю. Е. Модели истолкования социальной действительности в Средние века // Преподаватель ХХI век. 2019. № 4–2. С. 241–252.
2. Бредихин А. Л. Правовая культура России в период ранней государственности (IX в. – середина XVI в.) // Право: ретроспектива и перспектива. 2020. № 3. С. 8–13.
3. Васильев А. А., Мухопад В. В. Правовые предпосылки зарождения элиты в России X–XVII вв. // Пролог: журнал о праве. 2019. № 4. С. 2–10.
4. Греков Б. Д. Киевская Русь. М.: Госполитиздат, 1953. 568 с.
5. Емченко Е. Б. Социальная стратификация и институты представительства по материалам Стоглава // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. 2020. №1. С. 64–86.
6. Калинина Е. Ю. Становление государственно-правовой системы средневековой Испании: цивилизационный подход: дис. ... докт. юрид. наук. СПб., 2021. 398 с.
7. Княжев В. Ю. Изменение круга охраняемых правом отношений как показатель эволюции русской государственности в XI–XVII вв. // Вопросы российской юстиции. 2021. № 11. С. 81–98.
8. Козловская Е. Н. К вопросу о проблеме актуальности смыслового содержания термина «социальный статус» в Древней Руси X–XIII вв. // Европа в Средние века и Новое время: общество, власть, культура: материалы VI Всероссийской с международным участием научной конференции молодых учёных. Ижевск: Ижевский институт компьютерных исследований, 2019. С. 116–122.
9. Козловская Е. Н. Социальная мобильность в Древней Руси (по материалам законодательных актов X–XIII веков) // Вестник Удмуртского университета. Серия: История и филология. 2019. Т. 29. № 1. С. 135–140.
10. Обухова О. Н., Байкова О. В. Средства языковой объективации образа немецкого рыцаря в художественной картине мира Средневековья // Научный диалог. 2020. № 7. С. 158–176.
11. Покровский М. Н. Русская история с древнейших времён: в 4 т. Т. I. М.: Берлин: Директ-Медиа, 2020. 303 с.
12. Поляков А. Н. Киевская Русь как цивилизация. Оренбург: ОГУ, 2010. 484 с.
13. Поляков А. Н. К вопросу об изгоях в Древней Руси // Вестник Оренбургского государственного университета. 2006. № 10-1 (60). С. 191–193.
14. Розин В. М. Пролегомены к реконструкции социальности Средних веков // Культура и искусство. 2018. № 3. С. 21–32.
15. Розин В. М. Становление и этапы развития европейской социальности // Идеи и идеалы. 2019. Т. 11. № 1-1. С. 11–33.
16. Сайнаков Н. А. Изгойство и маргинальность в социальном пространстве Древней Руси // Вестник Томского государственного университета. 2017. № 414. С. 114–120.
17. Солдатов Я. В. Критерии правомерности анормативного поведения в истории западноевропейского средневекового права // Образование и право. 2018. № 10. С. 261–264.
18. Солдатов Я. В., Солдатова А. А. Современная концепция маргинального поведения: общетеоретические и методологические проблемы // Образование и право. 2019. № 6. С. 29–32.
19. Фроянов И. Я. Киевская Русь: Главные черты социально-экономического строя. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1999. 372 с.
20. Gutiérrez Baсos F. Los marginados en la pintura española de estilo gótico lineal: un discurso iconográfico para la afirmación de valores establecidos // Relegados al Margen: Marginalidad y espacios marginales en la cultura medieval. Madrid: CSIC, 2009. Р. 185–198.
21. Jakobsson S. Saracen Sensibilities: Muslims and Otherness in Medieval Saga Literature // The Journal of English and Germanic Philology. 2016. Vol. 115. № 2. Р. 213–238.
22. Jotischky А. Ethnic and Religious Categories in the Treatment of Jews and Muslims in the Crusader States // Jotischky А. Antisemitism and Islamophobia in Europe: a shared story? London: Palgrave Macmillan, 2017. P. 25–49.
23. Lahoz L. Marginados y proscritos en la escultura gótica. Textos y contextos // Relegados al Margen: Marginalidad y espacios marginales en la cultura medieval / eds. I. M. Arias, A. B. Muñoz Martínez, F. V. Sebastián. Madrid, CSIC, 2008. Р. 213–244.
24. López Q. J., Kazanski M., Ivanišević V. Ethnicities, entangled identities and Otherness in Late Antique and Early Medieval Europe. Views for an Interdisciplinary Research Agenda // López Q. J., Kazanski J. M., Ivanišević V. Entangled Identities and Otherness in Late Antique and Early Medieval Europe. Oxford, 2017. 237 р.
25. Manzi O. Los marginales en la Edad Media a traves de los cuentos de Canterbury de Godofredo Chauser // Universidad. 1979. № 92. P. 9–39.
26. Marín Guzmán R. Las fuentes árabes para la reconstrucción de la historia social de la España musulmana. Estudio y clasificación // Estudios de Asia y Africa. 2004. Vol. 39. № 3 (125). P. 513–572.
27. Medina B. Márgenes y marginados en el arte medieval. Los pecadores como marginados: el caso de la Lujuria [Электронный ресурс]. URL: https://www.academia.edu/31982055/M%C3%A1rgenes_y_marginados_en_el_arte_medieval_Los_pecadores_como_marginados_el_caso_de_la_Lujuria (дата обращения: 25.06.2022).
28. Narbona Vizcaíno R. Tras los rastros de la cultura popular: hechicería, supersticiones y curanderismo en Valencia Medieval // Edad Media: revista de historia. 1998. № 1. P. 91–110.
29. Tahiri A. Las clases populares en al-Andalus. Mбlaga: Editoral SARRIA, 2003. 139 р.
30. Tartakoff P. Segregatory Legislation and Jewish Religious Influence on Christians in the Thirteenth Century // Medieval Minorities: Law and Multiconfessional Societies in the Middle Ages / eds. J. Tolan, C. Nemo-Pekelman, J. Mazur, Y. Masset. Turnhout: Brepols, 2017. Р. 265–275.