Preview

Московский юридический журнал

Расширенный поиск

ЗНАЧЕНИЕ ВЕЛИКОЙ ИРАНСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО МИРА: ДУХОВНО-ЦЕННОСТНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА

https://doi.org/10.18384/2310-6794-2019-3-116-130

Аннотация

Цель исследования - выявление конституционно-правового результата Исламской революции 1978-1979 гг. в Иране. На основе анализа текста Конституции Исламской Республики Иран, теоретических трудов духовного лидера революции имама Хомейни рассматривается иранская модель государства, основанного на религиозных духовно-нравственных принципах, анализируются конституционный механизм распределения государственной власти, роль Рахбара, особенности конституционной системы надзорных механизмов. В процессе исследования применены методы анализа и синтеза, юридической компаративистики, формально-логический и юридико-догматический методы. В результате проведённого исследования делается вывод, что Исламская революция в Иране относится к числу Великих революций, изменивших судьбы мира. Она вернула в современный конституционализм крайне важные для человечества духовно-ценностные ориентиры, создала конституционную форму нравственного государства. Духовно-ценностные подходы имама Хомейни не только получили конституционное закрепление, но и успешно воплощаются в жизнь уже 40 лет. Автор подчёркивает важность опыта ИРИ для конституционного развития Российской Федерации. Результаты исследования могут быть использованы в конституционном реформировании России и других стран, в учебном процессе, а также в учебной литературе по теории государства и права, конституционному праву.

Об авторе

С. Н. Бабурин
Институт государства и права Российской академии наук
Россия


Список литературы

1. Авакьян С. А. Конституционное право России: уч. курс. Т. 1. М.: Юристъ, 2005. 719 с.

2. Авакьян С. А. Размышления конституционалиста. М.: Издательство Московского университета, 2010. 560 с.

3. Бабурин С. Н. Имам Хомейни и его концепция «исламского правления» // Государствоведение: научные труды. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. С. 61-69.

4. Багдасарян В. Э. Конституция Российской Федерации в сравнительном страновом и историческом анализе. М.: Духовное просвещение, 2019. 296 с.

5. Вебер М. Конфуцианство и пуританизм // Личность. Культура. Общество. 2009. Т. XI. Вып. 3. С. 22-43.

6. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М.: Международные отношения, 2009. 456 с.

7. Марченко М. Н. Проблемы общей теории государства и права: учёб. Т. 1. Государство. М.: Велби, Проспект, 2007. 752 с.

8. Россия в XXI веке: глобальные вызовы, риски и решения. Анализ. Экспертиза. Рекомендации / под общ. ред. акад. М. Ч. Залиханова. М.:, 2019. 190 с.

9. Рухолла Хомейни. Живая вода. М.: ООО «Садра», 2016. 216 с.

10. Садеги Нешат, Амир. Конституционный строй Исламской Республики Иран. М.: ООО «Садра», 2019. 192 с.

11. Сибуя Кэндзиро. Дискуссия о правовой культуре Японии и правовой культуре России // Конституционное право и правовая культура Японии и России: вопросы развития: сб. докладов. М., 2014. С. 76-93.

12. Современные проблемы организации публичной власти / отв. ред. Авакьян С. А. М.: Юстицинформ, 2014. 596 с.

13. Хоррамшад М. Б., Сарпарастсадат С. Э. Концепции религиозной демократии // Иран в условиях новых геополитических реалий (к 40-летию Исламской революции). М.: ООО «Садра», 2019. С. 80-105.

14. Чичерин Б. Н. Философия права. СПб.: Наука, 1998. 656 с.


Рецензия

Просмотров: 597


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5091 (Print)
ISSN 2949-513X (Online)