Preview

Московский юридический журнал

Расширенный поиск
№ 4 (2020)
Скачать выпуск PDF

ТЕМА НОМЕРА: ПРОБЛЕМЫ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

10-22 113
Аннотация
Цель. Дать характеристику конституционных нарративов ограничения прав и свобод человека - ценностей (целей), способов и принципов. Процедура и методы. Использовались методы компаративистики, системного анализа, обобщения и моделирования. Результаты. Обосновывается конституционная формализация пределов ограничения прав и свобод с помощью устоявшихся конституционных нарративов, в системном взаимодействии создающих универсальный конституционный алгоритм. Отмечается целесообразность систематизации конституционных ценностей (целей), обуславливающих пределы реализации прав и свобод, конституционного закрепления и судебного применения способов и принципов ограничения прав и свобод. Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты могут быть использованы в научно-исследовательских целях, а также законодателем и правоприменителем.
23-29 106
Аннотация
Цель. Исследовать принцип свободы договора, рассмотреть ограничения свободы договора как ограничения гражданских прав, установить взаимосвязь ограничений свободы договора с наличием «слабой» стороны в правоотношениях. Процедура и методы. Осуществлена попытка рассмотреть ограничения гражданских прав, исходящие от самих субъектов правоотношений, а не от законодателя, как это традиционно принято рассматривать. В процессе исследования использовались методы: общенаучные (анализа, синтеза, дедукции и индукции) и формально-юридический. Результаты. Рассмотрены механизмы ограничений свободы договора. Выявлено, что ограничения гражданских прав исходят не только от государства (законодательства), но и от других участников гражданских правоотношений. Теоретическая и/или практическая значимость. Данное исследование позволяет выработать подход к пониманию правовой природы механизма ограничений свободы договора для защиты прав «слабой» стороны.
30-42 113
Аннотация
Цель. Определение обоснованности (целесообразности) введения правила о невозможности преследования сотрудника полиции с учётом действующих норм о деликтной ответственности с позиции недопущения ограничения прав потерпевших. Процедура и методы. В работе использовались: метод системного анализа, позволяющий представить нормы различной отраслевой принадлежности в качестве единого правового пространства; сравнительно-исторический метод, открывающий возможности оценки опыта зарубежного правового регулирования. Результаты. Предложено оптимальное изменение формулировок ст.ст. 1069, 1070 ГК в части распространения на данный специальный деликт презумпции виновности, закреплённой в ст. 1064 ГК, и закрепления безвиновной ответственности для всех действий правоохранительных органов, а не только для тех, которые повлекли перечисленные на сегодняшний момент в ч. 1 ст. 1070 ГК незаконные последствия. Обосновывается нецелесообразность с позиции угрозы ограничения прав потерпевших введения на уровне общего правила в законодательстве невозможности преследования сотрудника полиции. Теоретическая и/или практическая значимость. Предложения направлены на корректировку положений действующего законодательства, находящих своё спорное применение в судебной практике, и на обоснование адекватности предлагаемых изменений законодательства о полиции.

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА; ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ

43-54 92
Аннотация
Цель. Выявить закономерности построения и функционирования информационного законодательства как комплексного системного образования. Процедура и методы. В статье проанализированы взгляды учёных по заявленной проблематике и нормативные правовые акты в данной сфере. В процессе исследования были применены как общие, так и частные методы познания: диалектический, системный, межотраслевой и др. Результаты. В ходе работы выявлены основные закономерности построения и функционирования информационного законодательства и внесены предложения по совершенствованию законодательства в информационной и связанных с ней сферах. Теоретическая и/или практическая значимость. Теоретические выводы и легальные предложения могут быть использованы для дальнейшей разработки доктринальных проблем, подготовки концепций законопроектов и совершенствования правового регулирования, а также при решении практических вопросов о приоритетном действии правовых норм.

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО; КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС; МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО

55-64 91
Аннотация
Цель. Проанализировать появившийся в последние годы в российском законодательстве правовой механизм перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в т. ч. с позиций принципов бюджетного права. Процедура и методы. В статье рассмотрено развитие принципов разграничения компетенции региональной и муниципальной власти в России. С использованием исторического, логического и формально-юридических методов автором проанализированы нормативная основа и правоприменительная практика, связанные с перераспределением полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта РФ. Результаты. Автором сделан вывод, что перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации не идёт вразрез ни с мировой практикой, ни с основами конституционного строя России. Финансирование из бюджета субъекта Российской Федерации исполнения перераспределённых полномочий возможно только при условии, что эти полномочия перестают с момента принятия закона субъекта Российской Федерации о перераспределении полномочий относиться к вопросам местного значения и становятся государственными полномочиями субъекта РФ. Теоретическая и/или практическая значимость. Автором обоснована возможность использования правового механизма, позволяющего субъекту Российской Федерации своим законом перевести собственное полномочие муниципалитета в статус делегированного государством полномочия, отмечена востребованность этого механизма в российских регионах.
65-78 83
Аннотация
Цель. Определить политическую и организационную зависимость парламентских фракций от политических партий в странах СНГ. Процедура и методы. На основе проведённого сравнительно-правового анализа законодательства и правоприменительной практики автор разделяет страны СНГ на группы по степени влияния политических партий на парламентские фракции. Результаты. Выявлены и систематизированы законодательные положения, по которым можно определить степень влияния политических партий на партийные фракции в государствах-участниках СНГ. Теоретическая и/или практическая значимость. Предложенные выводы могут использоваться для совершенствования российского законодательства.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ; УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО

79-94 151
Аннотация
Цель. Выявить характерные признаки преступных посягательств, предусмотренных ст. 239 УК РФ, но не нашедших отражения в диспозиции уголовно-правовой нормы, и представить проект редакции исследуемой уголовно-правовой нормы с учётом квалифицирующих признаков. Процедура и методы. На основе судебной практики рассмотрены признаки преступных посягательств: корыстная цель руководителя и совершение преступления организованной группой. При проведении исследования использовались методы: анализа, синтеза, интерпретации результатов, сравнительно-правовой и сравнительно-исторический. Результаты. В ходе работы были выявлены характерные для преступных посягательств, предусмотренных ст. 239 УК РФ, признаки, и представлен проект новой редакции статьи. Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в науку уголовного права и будут востребованы при внесении изменений в УК РФ, а также при работе по пресечению преступлений, предусмотренных ст. 239 УК РФ.
95-102 74
Аннотация
Цель. Определить уголовно-правовые грани осуществления родительской власти в отношении детей. Процедура и методы. В статье рассмотрено понятие родительской власти, проанализированы формы и методы реализации родительской власти с т. зр. морально-нравственных, социально-педагогических и юридически-допустимых граней, а также проведён сравнительно-правовой анализ реализации родительской власти на примере Китайской Народной Республики. Результаты. В ходе работы было сформулировано определение «родительской власти», а также определены уголовно-правовые грани осуществления родительской власти с позиций законодательства Российской Федерации. Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в теорию уголовного права России, также могут быть использованы в правоприменительной практике.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО; ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО; СЕМЕЙНОЕ ПРАВО; МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО

103-111 106
Аннотация
Цель. Проанализировать предпосылки и условия создания института общественного контроля в сфере государственных закупок. Процедура и методы. В работе использованы исторический, формально-юридический и сравнительно-правовой методы исследования. Результаты. Авторами определены основные этапы формирования института общественного контроля системы государственного заказа современной России с 1991 г. по настоящее время. Доказано, что общественный контроль государственных закупок - результат становления конкурентного экономического пространства системы государственного заказа. Анализ федерального законодательства позволил установить, что до 2005 г. не существовало механизмов контроля государственных закупок. Принятие законодательства о размещении заказа ознаменовало создание института ведомственного контроля государственных закупок. Введение в действие федерального контрактного законодательства расширило возможность осуществления контрольных функций государственного заказа со стороны общества. Теоретическая и/или практическая значимость. В работе систематизированы законодательные акты в сфере государственных закупок, что будет способствовать дальнейшему изучению истории развития института общественного контроля государственного заказа.
112-122 742
Аннотация
Цель. Анализ принципов экономического развития в системной взаимосвязи с принципами предпринимательского права. Процедура и методы. При проведении исследования в качестве общенаучных методов использованы общие логические приёмы (анализ, синтез, обобщение), а также частнонаучные методы (формально-юридический и сравнительно-правовой) в их различном сочетании. Результаты. Авторы подчёркивают, что предпринимательские отношения являются частью экономических отношений и, соответственно, принципы, составляющие основу российской модели предпринимательского права, тесно связаны со стратегическим, экономическим и социальным развитием страны. Система принципов предпринимательского права, с одной стороны, устойчива в силу закрепления базовых установлений, определяющих основы экономической деятельности на конституционном уровне, с другой стороны, весьма гибкая ввиду специфики российской модели экономики, а также институтов составляющих предпринимательское право. В статье рассмотрены принципы, лежащие в основе российской модели предпринимательского права, и отмечены принципы, являющиеся инновационными в российской модели предпринимательских отношений. Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты данного исследования могут быть учтены законодателем, а также использованы в преподавании дисциплины «Предпринимательское право».
123-132 97
Аннотация
Цель. Определить понятия семейных споров, выявить круг споров, по которым возможно, а во многих случаях необходимо, альтернативное урегулирование, в т. ч. с применением семейной медиации. Процедура и методы. В ходе исследования использовались методы: системного анализа, анализа и синтеза, нормативный, структурно-функциональный, сравнительно-правовой. Результаты. В результате проведённого исследования сформулировано авторское определение понятия семейных споров, разработана их классификация. Авторы приходят к выводу, что семейными являются любые споры, в которых затрагиваются интересы семьи, независимо от отрасли права, регулирующей отношения, по которым возник конфликт. Теоретическая/практическая значимость. В целях объективного и справедливого разрешения семейных споров предлагается закрепить в семейном законодательстве принцип добросовестности и положение о недопустимости злоупотребления семейными правами.

ПОЗИЦИЯ ЗАРУБЕЖНОГО УЧЁНОГО

133-138 70
Аннотация
Цель. Сопоставить законодательные нормы бразильского Общего закона о защите данных (LGPD) и европейского Общего Устава о защите данных (GDPR). Процедура и методы. В исследовании использовались методы анализа, сравнения, синтеза, компаративный и формально-юридический подходы. Результаты. Выявлены сходства, ключевые расхождения и особенности двух нормативных документов.

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5091 (Print)
ISSN 2949-513X (Online)