№ 4 (2017)
Скачать выпуск
PDF
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО; КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС; МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО
52-60 139
Аннотация
Статья посвящена анализу понятия, сущности и правовой природы федеральных конституционных законов, их места и роли в механизме государственно-правового регулирования. Федеральные конституционные законы входят в единую иерархическую систему законодательства Российской Федерации и являются важными источниками конституционного права, и они характеризуются рядом специфических признаков, отличающих их от обычных федеральных законов. В статье затрагиваются современные проблемы федерального конституционного закона, которые в настоящее время приобретают особую актуальность в связи с неоднозначностью юридических трактовок. Автор приходит к выводу, что к ряду специфических черт, которыми обладают федеральные конституционные законы, можно отнести следующие: наличие высокой юридической силы, фактически приравнивающей данный вид законов к основному закону государства; особый порядок принятия, отличный от порядка других нормативных актов; отсутствие возможности воздействия на закон в процедуре его принятия с помощью права отлагательного вето.
61-78 128
Аннотация
В статье дан анализ института финансового контроля с участием государственных социальных внебюджетных фондов, выявляются его существенные признаки, на основании которых сформулировано авторское определение. При этом подчёркивается, что государственные социальные внебюджетные фонды могут быть как в статусе контролирующего субъекта, так и в статусе объекта контроля. Автором поставлена задача выявить особенности в правовом регулировании финансово-контрольных отношений исследуемых фондов как объектов контроля. Применяя метод сравнительно-правового анализа, автор исследовал задачи Счётной палаты Российской Федерации по осуществлению государственного финансового контроля и установил, что в отношении государственных внебюджетных фондов осуществляется внешний государственный аудит. Проведённое исследование позволило выявить правовые проблемы, которые заключаются в несистемном использовании понятий «контроль» и «аудит», смешении понятий «вид» и «форма» финансового контроля. Автором сделан вывод о необходимости законодательного закрепления понятийного аппарата института финансового контроля в целях дальнейшего совершенствования российского законодательства.
79-87 65
Аннотация
В статье автор анализирует национальные источники правового регулирования региональных институтов. Следует отметить, что в настоящее время входящие в региональный институт развития организации, имея различный юридический статус, не имеют общего законодательного закрепления. Необходимо упорядочить и eсовершенствовать нормативные правовые акты путём систематизации. Автор предлагает создать pакон «Об основах регулирования деятельности региональных институтов развития», а также внести дополнения в hаспоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р (в ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»).
88-99 69
Аннотация
В статье рассмотрены правовые аспекты развития саморегулируемых организаций для регулирования предпринимательских отношений и решения важной государственной и социальной задачи повышения эффективности государственного управления. Показана возможность обеспечения приоритетного развития саморегулируемых организаций, их становления как одного из столпов сильного гражданского общества на основе совершенствования законодательства, расширения функций саморегулируемых организаций и государственного регулирования предпринимательских отношений. В исследовании применены общенаучные, формально-логические методы познания. Автор приходит к выводу, что эволюция регулирования предпринимательских отношений в стране определяет необходимость создания условий для приоритетного развития саморегулируемых организаций.
100-107 92
Аннотация
В статье даётся краткая содержательная характеристика российской конституционной модели социального государств, определены основные черты социальной политики и социально значимые сферы жизни в рыночной экономике, рассмотрен такой важный и характерный для социальной рыночной экономики субъект социальной политики, как бизнес: представлены проблемы, которые не удалось решить, и задачи, которые должны стать повесткой следующего этапа развития России. В выводах представлены предложения реализации ряда мер социальной политики для отдельных социальных групп населения.
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА; ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ
8-21 77
Аннотация
В статье рассматривается проблема гарантий законности нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в России, даётся их классификация. Отмечается, что при их исследовании необходимо учитывать такие обстоятельства, как развитие представлений о понятии закона, требования законности, предъявляемые к ведомственным нормативным правовым актам, различие в юридической силе законов и ведомственных нормативных правовых актов. Авторы критически оценивают эпоху строительства социализма, когда законы часто подменялись подзаконными ведомственными актами. Между тем авторы утверждают, что советская наука внесла много нового в развитие теории закона. Сделан вывод о том, что в современных условиях модернизации меняются подходы к ведомственному нормотворчеству, поскольку основная нагрузка по реализации прав человека ложится на нормативные правовые акты министерств и ведомств. Представлена авторская модель соотношения ведомственных нормативных правовых актов с другими актами.
22-27 255
Аннотация
В статье рассматриваются особенности развития норм гражданского права в первые годы советской власти. Особое внимание обращается на Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. Выявлены характерные черты данного правового акта. Сделан вывод, что в результате его принятия советское гражданское право окончательно стало правом публичным.
28-41 113
Аннотация
Статья посвящена анализу реализации права на образование в современной России, особенностей государственной образовательной политики на современном этапе развития нашей страны. В связи с этим дана характеристика юридическому образованию и тенденциям его развития в контексте изменений в сфере высшего образования. Автор приходит к выводу, что при всей прочности своих позиций юридическое образование в России должно изменяться в соответствии с глобальными тенденциями развития высшего образования, юридической науки и практики.
42-51 84
Аннотация
Автором предложен нетрадиционный инновационный подход, способный стать основой дискуссий в теории права, к системной методологии и закономерностям правового регулирования. Автор доказывает, что система права - это исключительно метод организации права. Советская система права - это статический шедевр правовой культуры, который невозможно повторить в новых кодексах. В статье представлены противоречия системы современного отечественного права, к которым автором отнесены: расхождение сложившейся структуры права с новой организацией общественных отношений; диссонанс между старым советским типом управления правовой системой и новыми методами правообразования на основе синтетических режимов регулирования; противоречие между различными системами нормообразования; законотворческой и правоприменительной. В заключение автор призывает перестать считать отрасли и подотрасли права и попытаться найти рациональные основания объективной системы права. В статье также представлены рекомендации по развитию современной системы отечественного права.
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО; ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО; СЕМЕЙНОЕ ПРАВО; МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО
108-115 78
Аннотация
В статье рассматривается гражданско-правовая ответственность сторон договора возмездного оказания агитационных услуг с точки зрения гражданского права, а не с позиции избирательного права, c которой в основном рассматривается на сегодняшний день. Авторы считают, что в научно-практической литературе внимание учёных в основном сосредоточено на агитационной деятельности, в которой участвуют средства массовой информации в связи с предоставлением эфирного времени кандидатам и печатанием агитационных материалов. Такая же договорная конструкция, как договор возмездного оказания агитационных услуг, учёными не рассматривается и не изучается. Рассмотрен вопрос скрытого подкупа избирателей путём заключения фиктивного договора на оказание агитационных услуг. Выделены критерии качественного исполнения агитационных услуг: добросовестность исполнителя; профессиональные качества исполнителя; степень полноты и достоверности информации, донесённой до избирателя; степень точности выполнения задания заказчика. Авторы приходят к выводу, что гражданско-правовая ответственность должна применяться только к распространению в ходе избирательной кампании сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию кандидата.
УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ; УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО
116-130 105
Аннотация
В статье даётся определение ревности, выделяется любовная ревность, которая вызывает тревожные состояния, гнев, сомнение в своих правах и престиже, даже в своём месте в обществе, в своих биологических и социальных статусах. Доказывается, что ревность - это и чувство, и эмоция. Высказаны соображения по поводу происхождения ревности и условий, которые способствуют её возникновению и развитию её криминологических последствий. Особое внимание уделено патологическим формам ревности. Автор приходит к выводу, что необходима суммарная оценка состояния ревнивца по двум основным параметрам: тяжести патологических идей ревности и степени выраженности дефекта.
131-138 56
Аннотация
В настоящее время отсутствует система противодействия организованной преступности, которая была бы адекватна её характеристикам и тенденциям, а принимаемые меры не решают ключевых проблем информационно-аналитической, предупредительной и правоохранительной деятельности всей системы государственных органов, участвующих в этой борьбе. В статье автор говорит о необходимости переосмысления понятия организации (преступного сообщества), закономерностей формирования структурных связей внутри неё и её функционирования. Рассмотрено понимание организованной преступной группы в УК РФ и УК Украины, и выявлены пробелы, касающиеся наказания содействующих преступной организации, которые необходимо устранить. Автор предлагает в ст. 210 УК РФ внести новую часть 2.1, а примечание к ст. 210 изложить в новой редакции.
139-155 71
Аннотация
Рассматривая криминологию в качестве важнейшей составляющей борьбы с преступностью, государство во все времена сталкивается с проблемой самоидентификации криминологии либо как науки, либо как вида человеческой деятельности, либо как направления государственной политики. Об этом свидетельствует проведённый авторами исторический анализ основных этапов развития криминологических воззрений. В статье прослеживаются особенности генезиса и эволюции крупнейших направлений криминологических представлений: от собственно моральных и религиозных, социальных и биологических воззрений до уровня политических позиций. Так, были исследованы взгляды известных мыслителей Древнего мира и античности, средневековой схоластики, эпохи Возрождения и Нового времени, предвестников современных правовых школ, а также особенности и тенденции развития последних. Констатируется, что проблема предупреждения правонарушений была известна ещё на заре общественного развития и рассматривалась как с религиозных, так и с нравственно-правовых позиций. В период средневековья, в условиях воинствующей теологии, разработка проблем профилактики преступлений схоластами шла в русле формулирования понятия “грех”. И хотя такая направленность исследований вряд ли могла соответствовать рационалистическим началам, тем не менее свой вклад в доктрину криминологической науки она внесла несомненно. Особенно это относится к представителям позднего средневековья, сумевшим преодолеть догматизм, казалось бы, незыблемой теологической криминологии. В Новое время развитие общественных наук получает иной импульс и кардинально изменяется вектор криминологических исследований, в силу чего во главу угла были поставлены внутренние проблемы и противоречия общества. Позднее (уже к середине XIX в. на передний план выдвигают самого человека как существо биологическое со своими внутренними проблемами и противоречиями. С тех пор что бы ни рассматривалось в качестве причин преступности - социально-политические неурядицы или “пятна на солнце”, не прекращается вечный спор: чего более в человеке-правонарушителе - биологического или социального? На основе проведённого исследования авторами статьи сделаны выводы об отсутствии возможности доминирования в условиях современного общества какого-либо одного магистрального направления в изучении причин правонарушений и по необходимости рассмотрения самой криминологии в качестве исключительно комплексной науки, занимающейся всесторонним изучением природы преступности и преступления, а также всех иных явлений и процессов, которые могут содействовать или препятствовать их совершению. Сама же криминология в силу своей универсальности как целостного комплекса научно-обоснованных и практически ориентированных идей является относительно самостоятельной подсистемой уголовной политики государства.
156-162 92
Аннотация
Статья рассматривает понятие экономических преступлений во Вьетнаме путём анализа процесса развития вьетнамского уголовного законодательства о преступлениях в сфере экономики. В ходе исследования проведено сравнение понятий экономического преступления в Уголовных кодексах Вьетнама 1985 и 1999 гг. На основании этих данных авторы дают определение понятию «экономические преступления», которое имеет большое значение для определения характеристик экономических преступлений и способствует профилактике и борьбе с экономической преступностью.
163-168 58
Аннотация
Статья посвящена актуальным аспектам формирования культурного кодекса человеческого сообщества, особой значимости потенциала знаний в достижении безопасного развития личности в современную эпоху информационных технологий и конфликтных проявлений. Автор делает акцент на роли социальных институтов в обеспечении устойчивого и перспективного развития молодых поколений. Можно сделать вывод, что наука готова участвовать в амбициозных проектах.
169-182 85
Аннотация
Противодействие коррупции занимает видное место в системе приоритетов современной социальной практики. Для борьбы с коррупцией мобилизуются не только государственные, но и общественные ресурсы, задействуются разнообразные экономические, политические, юридические и другие механизмы и технологии. Социальный контроль, наряду с другими инструментами, в последнее время активно встраивается в антикоррупционную деятельность государственных и общественных институтов. Складывается практика его правовой институализации как на международном, так и на национальном уровнях. В статье дана характеристика доктринальной основы социального контроля, обоснована актуальность правовых вопросов его использования в целях противодействия коррупции, рассмотрены международные “стандарты” социального контроля и перспективы их имплементации в национальные правовые системы. Обоснованы выводы о различных проявлениях сущности социального контроля в условиях новой парадигмы взаимодействия государства и общества, о связи этого института с правами человека и гражданина, о системе и пределах его применения в сфере противодействия коррупции, предложены критерии формирования “национальной” модели социального контроля.
ISSN 2949-5091 (Print)
ISSN 2949-513X (Online)
ISSN 2949-513X (Online)