ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО
Цель. Выявить новые направления взаимодействия институтов гражданского общества и государства в части решения социальных вопросов общества для представления предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации.
Процедура и методы. В проведённом исследовании сделан акцент на анализ нормативных правовых актов и текущей ситуации в области социальной политики страны, применены методы исторического, формально-логического подхода к изложению основных тезисов.
Результаты. Внесены предложения в законодательство, в частности, обоснована необходимость правового закрепления в практику института общественного наставничества для эффективного взаимодействия государства и традиционных религиозных конфессий России. Предложено включить в функционал общественного наставника, представляющего традиционную конфессию, сопровождение детей-сирот, вступающих в наследство, для профилактики противоправных действий третьих лиц.
Теоретическая и/или практическая значимость. Выводы, сделанные в ходе исследования, направлены на совершенствование законодательства и правоприменительной практики в сфере обеспечения и защиты прав отдельных категорий граждан в Российской Федерации, обозначена роль Русской православной церкви в решении вопросов социальной политики государства, оказания помощи беженцам в период реализации санкционной политики отдельных стран. Результаты работы могут быть использованы не только в правоприменительной деятельности, но и в процессе преподавания теории государства и права.
Цель. Выявить ряд актуальных аспектов и тенденций исторического и современного развития права и государственности в Африке.
Процедура и методы. При проведении исследования применены историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-логический и диалектический методы.
Результаты. В исследовании выделены особенности генезиса и развития права на африканском континенте в доколониальный, колониальный и постколониальный периоды. Выводы, полученные в ходе исследования, позволили определить причины противоречий между социальными регуляторами коренных африканских народов и европейского права, возникновения кризисов в сфере управления государством, связанных с колонизацией и не являющихся результатом естественной эволюции африканских обществ. Выдвинуты предложения по осуществлению африканизации африканского права и государства посредством изменения правовой идеологии на основе предоставления широких прав участия в управлении делами государства африканским семьям и их объединениям, юридического образования и организации отраслевых юридических исследований.
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в теорию права и сравнительного правоведения, создавая предпосылки для развития теории и типов правопонимания и дальнейшего углублённого концептуального изучения теоретико-правовых категорий.
Цель. Исследовать юридические цели и средства через призму их диалектического сосуществования в механизме правового регулирования.
Процедура и методы. Основополагающим методом исследования выступила материалистическая диалектика, которая, в частности, позволила всесторонне проанализировать сосуществование целей и средств в механизме правового регулирования, их взаимосвязь и взаимозависимость. Формально-юридический метод в сочетании с законами формальной логики позволили сформулировать авторскую дефиницию механизма правового регулирования с акцентом на инструментальном подходе к рассматриваемой категории, а также последовательно рассмотреть роль и значение юридических целей и средств на всех этапах механизма правового регулирования. Использовался также структурно-функциональный подход, анализ и синтез, активно применялись положения герменевтики, что позволило автору вычленить функции юридических целей и средств в правовом регулировании.
Результаты. Понятие и основные элементы (этапы) механизма правового регулирования проанализированы с акцентом на ту роль, которую в их осуществлении играют юридические цели и средства. Обосновывается вывод, согласно которому эффективность механизма правового регулирования предопределена юридическими целями и средствами в их социально-обусловленном развитии и теми результатами, к которым приводит использование юридических средств.
Теоретическая и/или практическая значимость. В статье обосновано, что неверно сформулированные, социально необусловленные или заведомо искажённые юридические цели изначально подрывают потенциал любых юридических средств и, тем самым, снижают эффективность механизма правового регулирования. Одновременно с этим аргументируется вывод, что неэффективное и не обусловленное социальными реалиями использование юридических средств подрывает потенциал любой юридической цели, делает её практически недостижимой, не приводящей к требуемому результату, что также нивелирует востребованные возможности механизма правового регулирования. Данные выводы и обобщения вносят вклад в развитие теории государства и права, правового инструментализма, а также способствуют более эффективной правотворческой и правоприменительной деятельности.
Цель. Выявить место и значение законности в предлагаемой концепции формальных и содержательных оснований правопорядка.
Процедуры и методы. В работе использованы различные как обще-, так и частнонаучные методы: формально-логический, диалектический, анализа, историко-правовой, формально-юридический. Используется также оригинальное сочетание социологической и аксиологической методологий.
Результаты. Произведя осмысление категории «законность» с различных позиций, автор приходит к выводам, что: рассматриваемое явление представляет собой выражение формальных оснований правопорядка; некорректным является соединение законности с различными содержательными характеристиками (социалистическая или буржуазная законность и т. п.); деятельность государства по укреплению законности может носить как функциональный, так и дисфункциональный характер.
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят определённый вклад в развитие одного из фундаментальных разделов науки теории государства и права – проблему законности и правопорядка, а также их соотношения.
Цель. Выявить актуальные проблемы теории и методологии отражения в конституционном законодательстве понятия, сущности и содержания новой юридической дефиниции «преемственность в развитии Российского государства». Провести анализ положений ст. 67.1 Конституции с точки зрения того, в какой мере закреплённые там общенациональные, исторические, культурные, духовные ценности отражают преемственное развитие важнейших отечественных публично-правовых институтов российской государственности, обеспечивают их целостный исторический контекст и являются показателем конституционной идентичности России, что является особенно показательным на фоне всё более явной глобализации международных отношений.
Процедура и методы. В работе использованы общенаучные методы (системного анализа, диалектический, формально-логический) и специальные методы исследования (системно-правовой, сравнительно-правовой, историко-правовой, формально-юридический). Их применение позволило сформулировать сущностные характеристики преемственности в развитии отечественных публично-правовых институтов.
Результаты. Раскрыты теоретико-методологические и научно-практические вопросы формирования и развития методологии преемственности Российского государства в качестве фундаментальных правовых регуляторов, определяющих конституционную идентичность России. Даны оценка и прогнозы эволюции и систематизации в конституционном законодательстве общенациональных, исторических, культурных, духовных ценностей в условиях усиления санкционной политики объединённого Запада, направленной на политическую, экономическую, социальную, культурную, правовую изоляцию России от остального мира. В конституционно-правовом аспекте проанализированы процессы, связанные со стремлением Российской Федерации противопоставить отдельным современным «западным ценностям» традиционные многовековые социальные основы организации русского общества.
Теоретическая и /или практическая значимость. Сделанные выводы могут быть положены в основу дальнейшего научного осмысления конституционного-правового развития, способствовать последующим общетеоретическим исследованиям проблем в плоскости формирования правовой политики. Предполагается также возможным использование результатов исследования в учебном процессе при преподавании курса конституционного права.
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО; ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО; СЕМЕЙНОЕ ПРАВО; МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО
Цель. Исследовать проблемы, возникающие при реализации права граждан на пенсионное обеспечение.
Процедуры и методы. При проведении исследования использованы методы анализа, сравнения, диалектики, прогнозирования.
Результаты. В статье рассмотрены дискуссионные вопросы, связанные с правом на выбор пенсии, классификации пенсий, условия назначения пенсий, устанавливаемых за выслугу лет различным категориями граждан, в т. ч. федеральным государственным гражданским служащим и сотрудникам правоохранительных органов. Проанализированы точки зрения российских и зарубежных исследователей. пенсионное обеспечение как вид социального обеспечения населения со стороны государства. Сделаны выводы, что на государственном уровне необходимо внести изменения в действующее законодательство для устранения пробелов, связанных с социальным обеспечением сотрудников правоохранительных органов, выехавших за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства.
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в науку публичного и трудового права и организацию пенсионного обеспечения на территории Российской Федерации.
Цель. Исследовать проблемы приобретения права собственности на бесхозяйные объекты энергетики и разработать предложения по их преодолению.
Процедуры и методы. При проведении исследования использованы общенаучный (диалектический) и специальные (формально-юридический, сравнительно-правовой, технико-юридический, системный, эмпирический, статистический) методы познания, методы и приёмы формальной логики (анализ, синтез, индукция, дедукция и др.).
Результаты. В статье рассмотрены основные проблемные вопросы правового режима бесхозяйного недвижимого имущества в энергетике, связанные с его содержанием, ремонтом и эксплуатацией, ответственностью за надёжное и качественное снабжение потребителей энергетическими ресурсами, компенсацией понесённых расходов на эксплуатацию бесхозяйных объектов энергетики, порядком приобретения права собственности на бесхозяйные энергетические линейные объекты. Предлагается в качестве альтернативного механизма выбора эксплуатирующей организации использовать единый способ определения такой организации для всех сфер энергетики, состоящий в закреплении обязанности по содержанию, ремонту и эксплуатации бесхозяйного объекта энергетики за гарантирующей эксплуатирующей организацией. Сделан вывод о том, что реализация норм Гражданского кодекса РФ о приобретении эксплуатирующими организациями права собственности на бесхозяйные линейные объекты возможна только после устранения противоречий в положениях ст. 225 ГК РФ, а также после внесения необходимых изменений в законодательство о государственной регистрации недвижимости и гражданское процессуальное законодательство.
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в развитие теоретических основ института приобретения права собственности на бесхозяйные вещи на примере бесхозяйных объектов энергетики и могут быть использованы в рамках работы по совершенствованию гражданского и гражданского процессуального законодательства.
Цель. Обосновать существование стадий оферты и акцепта при заключении договора между присутствующими (inter presentes), отрицаемое во многих современных публикациях о российском праве.
Процедура и методы. Исследована юридическая доктрина по вопросу заключения договора, в т. ч. неклассические подходы к договорному регулированию. Использованы методы эмпирического правового исследования для определения соотношения законодательно предопределённых представлений о договоре с реальной договорной работой.
Результаты. Сделан вывод, что квалификация российскими судами проекта договора, подписанного одной из сторон, в качестве оферты является теоретически верным и аксиологически отвечает целям существования категории «момент заключения договора».
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования позволяют рассматривать такие современные явления, как click-договор, wrap-договор через призму схемы оферта – акцепт. Кроме того, противники универсальности этой схемы получают аргументы для дальнейшего опровержения в ходе научной дискуссии.
Цель. Анализ современного состояния обеспечения органами внутренних дел (ОВД) экономической безопасности в сфере оборота нефти и нефтепродуктов.
Процедура и методы. Обобщена практика ОВД по выявлению и раскрытию преступлений экономической направленности в сфере оборота нефти и нефтепродуктов. Изучены обстоятельства и способы совершения указанных преступлений, приведены примеры.
Результаты. Проанализированы проблемы, возникающие при выполнении органами внутренних дел задачи по декриминализации сферы оборота нефти и нефтепродуктов. Намечены пути их разрешения.
Теоретическая и/или практическая значимость. Сформулированы предложения правового и организационного характера, направленные на совершенствование обеспечения органами внутренних дел экономической безопасности в сфере оборота нефти и нефтепродуктов.
УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ; УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО
Цель. Исследовать преступность, её главные особенности, составные части этого явления, функции и дать им адекватное определение.
Процедура и методы. В основу данной работы лёг 45-летний опыт криминологических исследований, включая не менее 300 клинических бесед с преступниками, лишёнными свободы. Проведён теоретический анализ криминологической литературы.
Результаты. Предложено понимание преступности, дано её определение, описаны основные признаки и элементы.
Теоретическая и/или практическая значимость. Попытка совершенствования научного аппарата криминологии, выявления скрытых особенностей преступности. Теоретические поиски такого рода значимы для организации практической деятельности по борьбе с этим явлением и его прогнозирования.
Цель. Рассмотреть особенности уголовно-правовой оценки применения зоологического насилия к представителю власти при совершении деяния, предусмотренного ст. 318 УК РФ.
Процедура и методы. Методологическую основу исследования составил диалектический метод познания общественных явлений. В ходе исследования были использованы методы анализа и синтеза, системный и комплексный методы.
Результаты. Дана характеристика зоологического насилия как одного из способов применения насилия к представителю власти. Отдельное внимание уделено квалификации анализируемых деяний. На основе результатов обобщения судебной практики выделено 2 наиболее типичные ситуации применения зоологического насилия к представителям власти.
Теоретическая и/или практическая значимость. Полученные результаты углубляют и расширяют существующие научные знания в части уголовно-правового противодействия применению насилия в отношении представителя власти, если подобное совершается посредством зоологического насилия. Они могут быть использованы в деятельности правоприменительных органов и для проведения дальнейших научных изысканий.
Цель. Выявить особенности, существующие на этапе установления и изучения фактических обстоятельств причинения вреда уголовно-охраняемому объекту, при применении уголовно-правовых норм, регламентирующих необходимую оборону, применительно к ситуациям использования сотрудниками полиции огнестрельного оружия, что должно позволить избежать совершения квалификационных ошибок.
Процедура и методы. В исследовании применялись диалектический подход к раскрытию правовых явлений и процессов, общенаучные (системный, логический, анализ и синтез) и частнонаучные методы (формально-юридический, лингво-юридический). Были подвергнуты анализу нормы уголовного и уголовно-процессуального законодательства, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и правоприменительная практика.
Результаты. В теоретическом плане сформулированы положения, позволяющие повысить эффективность применения норм, регламентирующих необходимую оборону, применительно к ситуациям использования сотрудниками полиции огнестрельного оружия.
Теоретическая и/или практическая значимость. В практическом плане реализация выводов, сформулированных в данной статье, может способствовать созданию дополнительных гарантий правильного примения норм в отношении юридической оценки действий сотрудников полиции, применивших огнестрельное оружие.
ISSN 2949-513X (Online)