№ 3 (2020)
Скачать выпуск
PDF
ТЕМА НОМЕРА: ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19
7-33 410
Аннотация
Цель. Масштабная конституционная реформа 2020 г. коснулась многих сторон государственного строительства, экономической и социальной жизни, политического бытия в России. В бóльшей степени реформа затронула федеральный парламент - Федеральное Собрание Российской Федерации. В настоящей статье рассмотрены главные аспекты нового, конституционного уровня российского парламентаризма. Процедура и методы. Проведён сопоставительный анализ нормативных актов, положений Конституции РФ и научной литературы, содержащей положения о российском парламентаризме. Результаты. Констатация определённого прогресса в укреплении конституционного уровня регулирования участия Совета Федерации, Государственной Думы в государственном строительстве, во взаимоотношениях с Президентом РФ и федеральной исполнительной властью, в организации деятельности палат. Теоретическая и/или практическая значимость. Данное исследование направлено на разрешение спорных и недостаточно регламентированных вопросов построения нового, конституционного уровня российского парламентаризма.
34-39 120
Аннотация
Цель. Поиск научных подходов к построению оптимальной модели взаимодействия человека и государства. Методы исследования. В процессе исследования использованы методологические подходы постклассической юриспруденции: антропоцентризм и конструктивизм. Государство рассматривается как определённый социальный конструкт, постоянно воспроизводимый действиями людей в соответствии с имеющимися у них ментальными установками и представлениями. Использовался также общенаучный диалектический метод познания. Результаты. Высказано суждение о необходимости выстраивания гармоничной модели взаимоотношений публичной власти и человека, основанной на понимании роли каждого субъекта в повседневном конструировании государства и его институтов. Такая модель характеризуется наличием эффективных механизмов активной реализации прав и свобод личности. Теоретическая и/или практическая значимость. Выработаны базовые подходы к пониманию антропологии государства в контексте выявления ключевой роли субъекта в воспроизводстве государственных институтов как определённого социального конструкта.
40-50 100
Аннотация
Цель. Правовой анализ ситуаций устранения неминуемой опасности, вызванной пандемией коронавируса. Процедура и методы. В статье поднимается проблема уголовно-правовой оценки действий по причинению вреда при устранении опасности массового распространения заболевания. Обосновано мнение о том, что существующая пандемия COVID-19 представляет собой неминуемую опасность, которая может служить основой для чрезвычайных ситуаций. Приведена классификация чрезвычайных ситуаций при пандемии. Большое внимание уделяется проблеме «коллизии жизней» в деятельности врачей. Интенсивность распространения заболевания и ограниченность медицинских ресурсов создают ситуации, в которых врачам приходится делать выбор между жизнью одного пациента и смертью другого. В процессе исследования использовались формально-логический и ряд эмпирических методов: сравнительно-правовой, документально-аналитический (контент-анализ) и конкретно-социологический. Результаты. Проведённый анализ показал отсутствие консенсуса среди учёных о правовых пределах действий врачей в условиях пандемии. Необходимы дальнейшее исследование проблемы и выработка практических рекомендаций по действиям медицинских работников в чрезвычайных ситуациях. Теоретическая и/или практическая значимость. Расширено представление об использовании института крайней необходимости в деятельности медицинских работников.
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА; ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ
51-59 143
Аннотация
Цель. Анализ системы принципов молодёжной политики, выявление универсальных и специальных принципов молодёжной политики, исходя из ценностных и конституционных приоритетов Российской Федерации. Процедура и методы. При проведении исследования использовались общие логические операции (анализ, синтез, обобщение) в качестве общенаучных методов, а также частнонаучные методы (формально-юридический и сравнительно-правовой) в их различном сочетании. Результаты. Подчёркивая фундаментальную значимость принципов государственной молодёжной политики, авторы отмечают их особенность, выражающуюся в преемственности, акценте на детей и молодёжь как особых субъектов защиты и охраны. Отмечается целесообразность формирования специальных принципов молодёжной политики, способствующих сохранению уникальных элементов, характеризующих идентичность российской культуры и мировоззрения. Особое внимание уделено важности учёта диалектического единства принципов государственной молодёжной политики с принципами, составляющими основу российской модели социального государства. Теоретическая и / или практическая значимость. Результаты данного исследования могут быть использованы законодателем при разработке новых нормативных актов, обеспечивающих регулирование в сфере реализации молодёжной политики.
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО; КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС; МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО
60-73 118
Аннотация
Цель. Выявить парадигмы развития нормативно-правового регулирования контрольных полномочий российского парламента. Процедура и методы. Проанализированы правовое регулирование и опыт реализации парламентских контрольных полномочий Федерального Собрания Российской Федерации, парламентов других стран мира. Использованы методы: описание, обобщение, классификация, анализ, синтез, индукция, дедукция, нормативистский (формально-логический), историко-правовой, сравнительно-правовой. Результаты. Необходима дальнейшая точечная корректировка законодательства о парламентском контроле (в т. ч. и конституционной материи). В качестве законодательных предложений автор выводит 3 основные правовые конструкции, направленные на усиление парламентских контрольных полномочий: ежегодные доклады Верховного Суда РФ в Государственной Думе о судебной практике и предложениях по совершенствованию законодательства, либерализация института парламентских расследований - введение раздельного парламентского расследования каждой из палат Федерального Собрания РФ, дальнейшее совершенствование института вотума недоверия правительству. Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы как для учебных целей, так и при дальнейшем усовершенствовании нормативного регулирования контрольных полномочий российского парламента.
74-82 103
Аннотация
Цель. Определить содержание современных стандартов обеспечения личных прав и свобод граждан, содержащихся в международном и национальном законодательствах. Процедура и методы. Проведён сопоставительный анализ положений нормативных актов международного и национального права, определяющих минимальный круг прав и свобод человека, которые должны быть гарантированы и обеспечены любым современным цивилизованным государством. Использованы эмпирические методы сравнения, описания, интерпретации; историко-правовой и сравнительно-правовой методы. Результаты. Исследованием установлено, что Россия в настоящее время взяла на себя повышенные обязательства в области обеспечения личных прав и свобод человека и гражданина, поскольку Конституцией РФ предусматривается большее количество прав и свобод человека и гражданина по сравнению с международными правовыми стандартами. Решения ЕСПЧ не имеют абсолютного характера, а потому могут не исполняться, если это создаёт угрозу нарушения государственного суверенитета. Теоретическая и/или практическая значимость. Обобщён значительный объём нормативных предписаний международного и национального права в области определения стандартов личных прав и свобод человека и гражданина, а также их обеспечения и судебной защиты на международном и государственном уровнях.
СТРУКТУРНАЯ И ФИНАНСОВАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕФОРМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: ЕВРОПЕЙСКИЙ И РОССИЙСКИЙ ОПЫТ
83-92 82
Аннотация
Цель. Анализ тенденций реформирования систем местного самоуправления, происходящих в разных странах мира, и их последствий для муниципальной системы. Процедура и методы. Проведён анализ реформ муниципальных систем, проходивших в странах Евросоюза, Норвегии, регионах Великобритании и некоторых субъектах Российской Федерации. Использованы эмпирические методы сравнения, анализа, интерпретации. Результаты. Выявлены мировые тенденции реформирования систем местного самоуправления. Теоретическая и/или практическая значимость. Обобщён опыт реформ местного самоуправления ряда европейских странах и субъектов Российской Федерации. Структурной и финансовой эффективностью особо выделяется реформа Московской области 2014-2019 гг.
УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ; УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО
93-104 106
Аннотация
Цель. Криминологический анализ преступности первых месяцев 2020 г., совпавших в европейских странах с распространением пандемии COVID-2019. Процедура и методы. Использован метод компаративного анализа статистической информации официальных источников РФ и Болгарии за январь-апрель 2020 г. Результаты. Выявлено существенное изменение структуры преступности в целом - снижение одних показателей и рост других. Отмечается значимое снижение в первый месяц ряда «уличных» видов преступлений и повышение, прежде всего, показателей киберпреступлений. Со второго месяца карантина существенным стал рост мошенничества с использованием IT-технологий, домашнего насилия и краж. Теоретическая и/или практическая значимость. Выявлено влияние на преступность социальной среды, изменённой в результате возникновения чрезвычайных обстоятельств, обоснована необходимость изучения предела использования правоохранительных органов для обеспечения общественного порядка (в условиях пандемии или иных «рисковых» или чрезвычайных ситуациях), условий достижения баланса и сохранения доверия граждан в сдерживании роста преступности. Анализ статистики преступности и произошедших изменений в социально-экономическом сфере России и Болгарии за январь-апрель 2020 г. позволяет сформулировать прогностические тенденции в изменении преступности в ближайшем будущем.
105-111 76
Аннотация
Цель. Определить основные направления совершенствования российского и белорусского уголовного законодательства для улучшения процесса ресоциализации лиц, совершивших преступление, а также их унификация. Процедура и методы. В рамках работы над статьёй авторами осуществлён анализ мнений специалистов и других лиц по вопросам ресоциализации, а также уголовного и другого законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации. Результаты. Решение озвученной проблемы видится путём внесения изменений в уголовное законодательство (Уголовные кодексы) государств-участников либо путём принятия дополнительных нормативных актов, определяющих процесс ресоциализации лиц, совершивших преступления. Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в процессе совершенствования уголовного и другого законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации.
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО; ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО; СЕМЕЙНОЕ ПРАВО; МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО
112-122 218
Аннотация
Цель. Определить правовую природу и практику применения рамочного договора в предпринимательской деятельности в Российской Федерации на современном этапе. Методы исследования. Использованы эмпирические методы сравнения, описания, интерпретации, теоретические методы формальной и диалектической логики, историко-правовой и сравнительно-правовой методы для определения правовой природы и практики применения рамочного договора в предпринимательской деятельности. Результаты. Выявлены отдельные проблемы правового регулирования рамочного договора в предпринимательской деятельности. Доказано, что применение организационных договорных конструкций, в т. ч. рамочного договора, в предпринимательской деятельности позволяет оптимизировать и упростить установление предпринимательских правоотношений между субъектами бизнес-сообщества, сократить расходы на определение предпринимательских договорных обязательств, обеспечить гарантированность исполнения принятых обязательств сторонами. Определено, что применение различных условий рамочных соглашений не даёт безупречных юридико-технических механизмов и технологий, а судебная практика применения новых норм российского гражданского законодательства не накопила достаточного опыта разрешения споров, возникающих в связи с заключением и исполнением рамочных соглашений. Теоретическая и/или практическая значимость. Научные разработки, выводы и отдельные предложения могут быть положены в основу дальнейших исследований по проблематике организационных договоров, в целом, и рамочного договора, в частности.
123-133 101
Аннотация
Цель. Анализ европейского опыта правового регулирования отношений по созданию банков генетической информации и использованию их в научных исследованиях. Методы исследования. В работе использованы: эмпирические методы сравнения, интерпретации; формальной и диалектической логики; частнонаучные методы - формально-юридический, сравнительного правоведения, правового прогнозирования. Результаты. Проведённый анализ показал, что научные генетические исследования требуют использования явно выраженного широкого согласия лица, принимающего участие в исследованиях. Согласие должно включать понимание лицом: методов обработки данных; гарантий минимизации рисков, связанных с этими способами, и возможных получателей генетической информации. Объектом патентной охраны могут являться результаты генно-инженерных исследований при удовлетворении необходимых критериев патентоспособности, если такое патентование не будет признано противоречащим действующему законодательству, а также нормам морали. Теоретическая и/или практическая значимость. В заключении статьи сформулированы предложения по развитию правового регулирования создания и использования банков генетической информации в России.
ISSN 2949-5091 (Print)
ISSN 2949-513X (Online)
ISSN 2949-513X (Online)